В первую очередь ЦПМ предоставляет возможность всестороннего анализа эффективности и результативности всех входящих в нее процессов. Эффективность определяется по степени (качеству) достижения запланированного для данного процесса результата. Если отдельные процессы, входящие в ЦПМ, не эффективны, то они подлежат трансформации, которую возможно проводить параллельно с разработкой ЦПМ.
Желательно до построения ЦПМ определиться со стратегией компании для того, чтобы во время работы с ЦПМ постоянно контролировать ее соответствие стратегическим целям компании как в части затрат, которые напрямую или косвенно формируются в ЦПМ, так и в части сроков. Благодаря этому мы сразу вписываем в ЦПМ стратегические цели компании и можем декомпозировать их в тактические и операционные задачи. Это позволит нам плавно перейти к корректировке системы целеполагания на основе процессов, которые последовательно или параллельно благодаря установленным между ними системным связям ведут нас к самому важному результату компании: продукту, обладающему неизменной ценностью для клиента, который возвращает нам денежный поток для стабильного и устойчивого существования компании.
Во время проектирования ЦПМ предоставляется прекрасная возможность анализа внешнего влияния на бизнес (внешние риски) и существующих внутренних рисков. Благодаря этой работе получится проанализировать эффективность текущих точек контроля и откорректировать их. В ЦПМ на данном этапе имеет смысл активно включать элементы системы управления рисками. Данная работа будет активно способствовать развитию одновременно как процессного мышления, так и риск ориентированного мышления у сотрудников компании.
Важно! Развитие процессного мышления как раз будет способствовать достижению запланированных процессами компании результатов: если сотрудники мыслят процессами/действиями (при этом каждый процесс/действие четко сформулированы и понятны, имеют свои критерии к качеству исполнения и ответственных) и в каждом даже небольшом процессе достигают запланированных результатов, то все смежные процессы также имеют все шансы быть выполнены с запланированными результатами. Таким образом вся компания стабильно и устойчиво достигает того результата, который запланировала в своей стратегии (а не приблизительно, иногда что-то похожее …), под которую выстаивалась ЦПМ. Проще говоря процессное мышление способствует развитию модели поведения в компании, нацеленной на эффективность и результативность каждого сотрудника в рамках заданной стратегии компании, ликвидировав ненужное геройство и «спасателей».
После разработки и внедрения ЦПМ может (при активном использовании ЦПМ управленцами!) обеспечить принятие комплексных всесторонне продуманных системных управленческих решений, благодаря прозрачности влияния изменений одного процесса на всю систему процессов. На мой взгляд, это одно из самых важных преимуществ, которые дает ЦПМ. Однако! Здесь все будет зависеть от того, какой уровень детализации ЦПМ вы выбрали.
После внедрения ЦПМ (даже если внедрение производилось частями) имеет смысл установить систему ключевых показателей эффективности на каждый процесс ЦПМ. Данные показатели будут объективными для всех участников процессов, так как будут напрямую связаны с достижением запланированного в целом для ЦПМ ключевого результата.
Кроме этого, ЦПМ после внедрения становится основой формирования корпоративной культуры дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, так как постепенно заставляет сотрудников всех уровней думать и коммуницировать иначе: активно переходить на процессное мышление и учитывать возможные риски и способы снижения вероятности их наступления. Поиск слабого звена и причин недостижения целей при коммуникации между сотрудниками становится объективным и очевидным, что постепенно (по мере привыкания к работе по ЦПМ) снижает количество недопониманий и конфликтов в компании.
ЦПМ является базой знаний, благодаря которой компания может быстро адаптировать новых сотрудников и не зависеть от увольнения ключевых сотрудников. Дополнительно ЦМП может и должна запустить в компании следующий этап работы с документами второго уровня, т.е. документами, которые будут поддерживать процессы ЦПМ. Это могут быть инструкции, методологии, которые могут отдельно описывать требования, правила к выполнению того или иного процесса ЦПМ, а также приказы, унифицированные формы, стандарты и т.п.
Немаловажным является возможность, которую ЦПМ предоставляет в части комплексного и разумного подхода к подбору программного обеспечения, максимально соответствующего бизнес-потребностям. ЦПМ может стать фундаментом для продуманной и экономной автоматизации.
И последнее преимущество, на которое хочется обратить внимание: заниматься реинжинирингом или просто оптимизацией бизнеса намного легче, когда есть прозрачная основа.