Для качественной разработки оргструктуры на подготовительном этапе отличным инструментом может стать создание целевой процессной модели (ЦПМ), хотя бы на верхнем уровне (подробнее читайте в статьях консультанта по организационному развитию Н.В.Самариной). ЦПМ поможет четко увидеть распределение обязанностей и полномочий, необходимый состав компетенций по каждой штатной единице. Опираясь на ЦПМ будет существенно легче сформировать оргструктуру, максимально соответствующую стратегическим и тактическим целям компании.
Одним из преимуществ ЦМП является то, что в ходе ее описания формулируется целевой конечный продукт для каждого процесса, что помогает сформировать у каждого сотрудника правильное понимание ожидаемого от него результата.
Методология работы с ЦПМ довольно простая:
1. Благодаря такому инструменту как Business Studio (если ЦПМ создавалась с использованием Business Studio) делаем выгрузку по каждой штатной единице, созданной в Business Studio предварительной оргструктуры (при этом не обязательно сразу создавать иерархию в оргструктуре).
2. Определяем трудозатраты и степень загрузки на каждую штатную единицу.
3. Определяем уровень требуемых компетенций, на основании чего анализируем рынок труда, чтобы удостовериться, что в одном сотруднике можно совместить (или развить) необходимый набор компетенций.
4. Группируем штатные единицы по подразделениям с учетом полномочий и ответственности за процессы, отраженные в ЦПМ.
5. Проверяем норму управляемости.
Если же у вас нет ЦПМ и очень сжатые сроки (любая трансформация откладывается организацией настолько, насколько это возможно, и часто стартует со сроком «вчера»), то придется пойти самым коротким (хотя и менее конкретным по сравнению с ЦПМ) путем, разработанным Генри Минцбергом:
1. Выделяем основные направления деятельности. Для этого с учетом реализуемой стратегии делим организацию на крупные блоки по важнейшим направлениям деятельности. Решаем, какие направления деятельности будут выполнять линейные подразделения, а какие — штабные.
2. Раздаем полномочия. Устанавливаем соотношения полномочий разных должностей. Если нужно, то сразу делим на более мелкие подразделения, чтобы сохранить норму управляемости. В этот момент можно задуматься о гредах, но об этом поговорим в отдельной статье.
3. Фиксируем обязанности. Определяем функции, задачи, роли, обязанности и закрепляем их за конкретными исполнителями.
Эффективной можно назвать практику закрепления за каждой функцией своего цвета. Подобная визуалиализация оргструктуры поможет сразу оценить баланс сил и степень соответствия оргструктуры целям и задачам бизнеса. Кроме этого, прекрасным дополнением будет перенос цветовой дифференциации в управленческую аналитику. Например, полезно отразить в аналогичной заливке численность и ФОТ подразделений.
Проработав более 17 лет на руководящих позициях в сфере HR, позволю себе дать несколько советов, как НЕ НУЖНО делать:
1. Строить оргструктуру вокруг людей, а не стратегических задач бизнеса. Это походит на попытку построить отель на берегу моря, без чертежей, просто пристраивая и надстраивая новые помещения к родительской даче.
2. Смешивать функции развития и операционную деятельность. В этом случае инновационная деятельность всегда будет задавлена операционной с ее высокими приоритетами и краткосрочными целями (текучка победит).
3. Игнорировать тот факт, что одни отделы являются центрами прибыли, а другие — нет, но при этом увеличивают себестоимость. В этом случае компания может увлечься погоней за возможностями и потерять фокус на стратегию.
4. Создавать незаменимые «бутылочные горлышки». Микроменеджмент вреден в любом случае.
5. Допускать несогласованность обязанностей и полномочий. Центры прибыли, обладают слишком большой властью и подавляют административные и контролирующих функции. Делать правильно будем потом, а сейчас срочно дайте мне то, что я хочу!
6. Пренебрегать или злоупотреблять контролирующими функциями. В первом варианте начинается неконтролируемый рост и расход ресурсов, а во втором теряется гибкость и растет наценка за контроль.
7. Выявлять и ликвидировать очаги несогласия. Сопротивление изменениям неизбежно, и его надо воспринимать не как подрывную деятельность и саботаж, а как способ минимизировать риски при трансформации.
А самое главное, это в самом начале пути ответить (себе и сотрудникам) на главный вопрос – какие стратегические цели позволит достичь данная реорганизация?