При разработке ЦПМ аналитикам кроме технических навыков работы с моделями и процессами (например, умение пользоваться разнообразными и полезными функциями Business Studio) поможет наличие нижеперечисленных знаний, умений, навыков:
1. Понимание основ системного анализа. К сожалению без этого сложно будет охватить всю систему процессов, причинно-следственных связей, понять влияние обратных связей.
2. Знания систем менеджмента качества (СМК). Системы менеджмента качества разработаны на основе практики огромного количества предприятий разных отраслей и нацелены на стабильное достижение качества. Знание принципов СМК поможет спроектировать ЦПМ, нацеленную на стабильное и устойчивое достижение результата.
3. Знания и опыт проведения аудита систем. Опыт проведения аудита позволит посмотреть с другого ракурса на процесс и поможет быстрее увидеть излишние или недостающие точки контроля в процессе.
4. Знания и практика в области управления рисками. Процесс может быть спроектирован разными способами, поэтому при разработке важно совместно с рабочей группой оценить уровень рисков каждого варианта и выбрать наиболее приемлемый для компании уровень рисков.
5. Теорию и практику управления изменениями. Закладывая те или иные процессы в ЦПМ необходимо понимать уровень сопротивления, который может возникнуть при внедрении, заранее формировать группу «амбассадоров» (лояльных сотрудников, проводников идей ЦПМ).
6. Делопроизводство. Если ЦПМ будет наполняться поддерживающими ее документами, то, конечно, необходимо будет проверять содержание этих документов на соответствие задачам процессов, которые они дополняют. Важно также, чтобы документы были качественно подготовлены не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения структуры и оформления.
7. Умение управлять рабочими группами. При проведении индивидуальных интервью важно понимать мотивацию интервьюируемого человека, причины, по которым он предлагает те или иные варианты реализации ЦПМ. При проведении групповых интервью или согласований нужны уже более продвинутые навыки управления групповой динамикой, решения сложных (иногда конфликтных) ситуаций, способность добиться результата от группы в рамках ограниченных временных ресурсов, настоять на системном подходе, а не на временных обходных решениях. Важно не пойти на поводу у неформальных лидеров или менеджеров и не сделать ЦПМ удобной для офисного планктона. НО! Всегда помнить о стратегической цели ЦПМ и о необходимости привести рабочие группы к реализации поставленной учредителем (ЛПР) или стратегической цели компании.
8. Хорошие навыки анализа и обобщения. При формировании ЦПМ придется постоянно анализировать текущую практику ведения бизнеса, подниматься на уровень обобщения, видеть способы реинжиниринга, подбирать новые технологии и предлагать решения для более результативного исполнения процессов.
9. Способность двигаться к цели. Как часто мы начинаем за здравие, а заканчиваем… Несмотря на трудности (технические, психологические, ресурсные) только настойчивость и уверенность в успехе поможет добиться результата. Стабильность и устойчивость – это те качества, которые должен ежедневно демонстрировать аналитик. Какой аналитик – такой и процесс!
Конечно, список не ограничивается только вышеуказанными пунктами. Хороший аналитик постоянно учится и становится сотрудником «на вес золота».
Не нужно также забывать, что ЦМП не является панацеей от всех болезней и при отсутствии сотрудников, которые компетентны выполнять процессы, даже самая оптимальная ЦПМ «не вытянет». Не нужно думать, что если есть ЦПМ, то можно набрать стажеров и все заработает. Необходимо регулярно проверять ЦПМ на соответствие стратегии (при ее изменении), эффективности отражения внешних угроз (законодательные, политические и иные внешние изменения), а также внутренних изменений (смена, ротация персонала, сопротивление, халатность и т.п.).